Специальная версия Поиск

Из истории великолукской масленичной недели...

10 февраля 2012

   «Великолукская» неделя, предшествующая масленичной, называлась «рябой», а масленичная неделя – «сплошной». Одним из центральных компонентов масленичной обрядности были разнообразные КАТАНИЯ. Эти забавы проходили с определённой целью, которая отражалась в высказываниях местных крестьян: на Масленицу катались, «чтобы лён длинный рос», «чтобы лён родился», «кататься на Масленице нада, штоб лён был скользкий». Катались с гор: дети – «на ледянках», «на козлах»; парни и девушки – в больших санях. В дровни или «подсаники» (на которых возят лес) садятся женщины «и катятся пад гару с песнями»: «Мы Масленицу встречали…»

   Роль молодожёнов особо выделена в масленичных обрядах. Молодые обязательно должны с горы прокатиться, чтобы «лён долгий рос».

   На протяжении масленичного периода звучали обрядовые песни. Традиция исполнения песен во время Масленицы распространена на всей обследуемой территории. Их начинали петь в «Маслешную субботку» (субботу накануне масленичной недели) и заканчивали – в прощёное воскресенье. На один формульный напев исполнялись тексты разного содержания, включая дразнилки молодожёнов: «На горушке лён посеян, во льну трава повилица. Наша Алёна - кобылица».

   Собственно праздничным считался период с четверга по воскресенье – Прощёное воскресенье в Великолукском районе называли «кирмашом». На протяжении всего дня продолжались катания на лошадях вдоль улицы («на длинный лён»). Вечером в Прощёное воскресенье все выходили на улицу или шли по избам (либо под окно) к своим родственникам и соседям и просили друг у друга прощения: «Прасти ты меня, грешную!» - «И ты меня прасти!» - «Бог простит». Ужинали в прощёное воскресенье без огня.