Установка мемориальной доски великому режиссеру Сергею Эйзенштейну на здании Великолукского драматического театра обсуждалась на заседании Общественного совета по вопросам историко-культурного наследия при комитете культуры Администрации города Великие Луки.
В 2019 г. Великолукский драматический театр будет отмечать 100-летие со дня создания. Директор театра, Заслуженный работник культуры, член Общественного совета Валентина Зандер обратилась с ходатайством увековечить имя Сергея Эйзенштейна в Великих Луках.
Члены Общественного совета единодушно поддержали поступившее предложение и согласовали текст мемориальной доски: «Великий режиссер Сергей Эйзенштейн участвовал в театральной жизни Великих Лук с 1919 по 1920 гг.».
Напомним, о пребывании Сергея Эйзенштейна в Великих Луках было хорошо известно из воспоминаний и писем, однако других документов в распоряжении исследователей длительное время не было.
В мае 2017 г. начальником Отделения Государственного архива Псковской области в г. Великие Луки Надеждой Лопатиной в фондах архива были обнаружены документы, связанные с периодом проживания великого режиссера в городе на Ловати.
В частности, в фонде Отдела коммунального хозяйства Великолукского городского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов (Горкомхоз) г. Великие Луки Псковской области (Ф. р – 400) имеется Сборник документов о предоставлении квартир за 1919 – 1920 гг.
В Сборнике отложилось личное рукописное заявление Сергея Эйзенштейна в Великолукский Квартирный отдел с просьбой о выдаче ему ордера на уплотнение комнаты в д. № 15 по Круглой улице с положительной резолюцией на выдачу запрашиваемого ордера. В архивном деле имеется и сам ордер № 5148 на право занятия Эйзенштейном квартиры по Круглой ул. в д. 15. Оба документа датируются 12 декабря 1919 г.
Надо сказать, что полугодовое пребывание в Великих Луках – один из важнейших периодов в становлении Эйзенштейна – театрального деятеля. Здесь он поставил и оформил три спектакля: «Зеркало» Ф. М. Случайного, «Двойник» А. Аверченко и «Марат» А. Амнуэля. В качестве художника работал над пьесой Ромена Роллана «Взятие Бастилии». Он участвовал в создании Театральной (Драматической) Студии, где попытался наладить обучение участников любительской труппы началам профессиональных умений. Однако главным итогом пребывания в Великих Луках было завершение первой литературной работы – «Заметок касательно театра». В них Эйзенштейн изложил свои взгляды на театральное искусство.
Таким образом, архивные документы, личные письма и воспоминания современников позволяют в полной достоверностью утверждать, что Сергей Эйзенштейн проживал в г. Великие Луки, входил в Театральную (Драматическую) студию и активно участвовал в театральной жизни города с ноября 1919 г. по май 1920 г.