Специальная версия Поиск

"Ленинградский театральный плакат"

18 сентября 2024

       Для экспонирования Государственный музей истории Санкт-Петербурга на безвозмездной основе предоставил более 50 театральных плакатов. Обширная галерея плакатов, выставленная в фойе 2 этажа Великолукского драматического театра позволит проследить основные художественно-стилистические тенденции в развитии театральной плакатной графики 1950-1980-х годов: от условных форм и минимализма до постмодернизма.

    История ленинградского театрального плаката делится на два ярких периода. Временем больших достижений были 1920-1930-е годы. В это время в области зрелищного плаката работали такие мастера, как Н.И. Альтман, Б.М. Кустодиев, А.М. Родченко и другие, сформировался оригинальный графический язык. Однако, в 1940-е – начале 1950-х годов культура живого театрального плаката была фактически утрачена как цельное явление. Возрождение этого жанра началось только в период «оттепели».
Второму периоду расцвета ленинградского театрального плаката в 1950-1980-х годах и посвящена выставка. В экспозиции представлены созданные в эти годы плакаты спектаклей Театра оперы и балета им. С.М. Кирова, Малого театра оперы и балета, Театра драмы им. А.С. Пушкина, Большого и Малого драматических театров, Театра комедии, Большого театра кукол, Театра им. Ленсовета, Театра юного зрителя и других театров. Они запомнились ленинградцам яркими художественными образами, выразительным, уникальным для каждого театра графическим стилем и стали неотъемлемой частью визуальной городской культуры. В области театральной плакатной графики работали многие талантливые художники. Среди них были как профессиональные плакатисты, так и «люди театра» — сценографы, художники–постановщики, которые сами создавали афиши спектаклей. У нескольких поколений ленинградцев само понятие «театральный плакат» было связано с именем Николая Павловича Акимова. Режиссер, сценограф, художник, многолетний руководитель Театра комедии не только создавал плакаты к своим постановкам, но повлиял на изменение восприятия этого вида графики в театральной среде. Представлены плакаты к спектаклям Большого театра кукол, выполненные художниками-постановщиками В.А. Ховралевым и Д.В. Афанасьевым. Плодотворно работали для театра в эти годы многие профессиональные художники. Емкими, выразительными образами выделяются на выставке работы мастеров плаката М.А. Гордона к опере-феерии «Маяковский начинается» (1983, Малый театр оперы и балета), балету «Гамлет» (1974, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова) и В.К. Кундышева для спектаклей Театра имени Ленинского комсомола. Изысканная графическая манера отличает работы художника О.А. Биантовской, созданные для балета «Золушка» (1976, Малый театра оперы и балета) и для «Гусарской баллады» (1979, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова). На выставке представлен целый комплекс произведений талантливого театрального художника И.А. Иванова. В 1970-1980-е годы он был главным художником сначала Театра комедии, затем Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Работал для Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 

       Обширная галерея плакатов позволяет проследить основные художественно-стилистические тенденции в развитии театральной плакатной графики 1950-1980-х годов: от условных форм и минимализма до постмодернизма. 

 Источник: МБУК "ВДТ"